Методические материалы по проекту
Страница методических материалов, подготовленных для занятий в школах в рамках программы нашего проекта «ЭКО Суздаль – экокультурное пространство древнего города».
Для занятий в школах в рамках программы нашего проекта «ЭКО Суздаль – экокультурное пространство древнего города» нами было подготовлено три фильма, общей продолжительностью около 76 минут. В методическом плане уроки были построены как урок-беседа по вопросам, затронутым в видеолекциях. Для последнего занятия «Дорогами родного города» был разработан сценарий небольшого квеста и тестовое задание, затрагивающее вопросы, разбираемые нами на предыдущих занятиях.
Тема 1. История формирования и развития экокультурного пространства городов. Город как среда обитания.
Основной вопрос занятия: Что такое город? Что отличает город от других типов поселений? Для раскрытия этого вопроса дается коротко понимание того, как город определяют различные научные дисциплины и в чем заключается отличие экологического понимания города. Дается понимание города как некой экологической системы. Выявляются её базовые характеристики. На этой основе рассматривается проблема происхождения городов. Показываются особенности формирования городской стрелы. Отдельно рассматривается вопрос возникновения протогородов и первых городов. Дается типологизация развития городов. Рассматриваются экологически проблемы первых городских поселений и специфика их решения в древности.
В итоге делается вывод, что город, с точки зрения экологии необходимо рассматривать как определенную искусственную экосистемы, получающую энергию, пищу, воду и другие вещества, с больших площадей, находящихся за ее пределами, возникновение которой обусловлено практикой создания жилищ, явившихся базой для первой урбанистической революции, связанной с возникновением крупных поселений.
Тема 2. Экокультурное пространство города Суздаля. История и настоящее города.
На втором занятии рассмотрены вопросы окружающего пространства города Суздаля и история городской среды города Суздаля в эпоху Средневековья. Показывается роль и степень влияния на развитие города Суздаля Суздальского Ополья, выступающего специфической исторически сложившейся антропогенной ландшафтной системой, в границах которой сегодня можно выявить как заново созданные человеком ландшафты, так и те природные комплексы, в которых коренным изменениям под влиянием человека подвергся каждый из компонентов, в том числе и растительность с животным миром. В итоге делается вывод, что именно богатство сельхозугодий Ополья и привели к тому, что город Суздаль выполнял функции администрирования богатыми сельхозугодьями, а не стал центром ремесла, оставшись в результате небольшим провинциальным городком, в структуре которого выявляется три основных исторических урболандшафта: 1) древнерусский город (12-16 века); 2) торгово-купеческий центр (16-19 века), и 3) современный город (с 1970-х годов до нашего времени).
Тема 3. Структура экокультурного пространства города Суздаля. Живое пространство города.
На третьем занятии разбираются основные компоненты экосистемы города Суздаля и ее критерии. При этом отмечается, что в силу специфики города Суздаля основные его экологические проблемы носят в основном коммунальный характер и в этом плане сопоставимы с экологическим проблемами доиндустриальных городов мира, разобранными нами на первом занятии. Отдельно рассматривается экокультурной пространство города Суздаля как особого урболандшафта, в рамках которого часть природной среды города Суздаля (например, излучина реки Каменка у Кремля) является такой же частью городского ландшафта, как и городские строения. Показывается, что важнейшим экокультурным элементом Суздаля является архитектурная группа церковь или несколько их в окружении невысоких домов мещан и купцов. Это позволяет охарактеризовать структуру городского пространства Суздаля как «вкрапленную», с тем отличием, что вместо промышленных предприятий, которые и задавали такую структуру многих городов на начальных этапах развития фабрично-заводского производства, и где промышленные предприятия становились центром района, вокруг которого стояли малоэтажные дома, в Суздале таким центром оказывался храм.
Занятие 4. Экологический квест «Дорогами родного города».
Сценарий игрового квеста «Дорогами родного города». Рассчитан на 20 минут.
Итоговое тестовое задание. Рассчитано на 20 минут.